Предприниматели, директора и менеджеры, отвечающие в компании за внедрение IT-решений, руководствуясь тенденциями рынка, все чаще задумываются о необходимости сделать шаг в направлении современной аудитории, использующей для выхода в интернет смартфоны и планшеты. С каждым днем эта аудитория растет, и около 70% устройств, дающих доступ в интернет, проданных в этом году – мобильные гаджеты, и всего около 30% - персональные компьютеры и ноутбуки.
Существует три способа обеспечения присутствия компании в мобильном интернете: мобильный сайт, адаптивный сайт и мобильное приложение. Перекликаясь в своей основной функции – адекватном отображении текстовой и графической информации на небольшом экране, они существенно отличаются как в остальных функциях, так и в реализации, которая накладывает на эти варианты свои технические особенности.
Мобильный сайт сегодня – скорее явление почти историческое, хотя этот вид по-прежнему преобладает в сегменте мобильного интернета. Концепция мобильного сайта родилась до появления 3g-интернета и повсеместного распространения емкостных дисплеев. Этот вариант исключает множество приятных аспектов современного интернета – полноценную мульти-медийность, интерактивность. Страницы мобильного сайта статичны.
Поэтому основная тема для дискуссий разработчиков и заказчиков – что лучше, адаптивный сайт или мобильное приложение. Как было сказано выше, они решают разные задачи.
Адаптивный сайт хорошо отображается на экранах любого размера, при необходимости уменьшая количество колонок на странице и скрывая графические элементы. В отличие от мобильного сайта, который является адаптацией обычного сайта к размерам устройства, сайт с адаптивным дизайном сначала разрабатывается для адекватного отображения на экране мобильного, а затем дорабатывается и улучшается.
Мобильное приложение представляет собой программу, которую пользователь устанавливает на смартфон или планшет. Оно может и не требовать постоянного подключения к интернету, так как необходимая информация может загружаться при обновлении приложения. Важным преимуществом мобильного приложения является возможность доступа к функционалу телефона – камере, gps, акселерометру. В приложение можно вставлять «кликабельные» номера телефонов, и пользователь сможет позвонить, просто нажимая на них.
Несмотря на то, что сайт не может дать пользователю такой интерактивности, приложение не является идеальным способом продвижения в интернете, поскольку доступно только для владельцев устройств с установленной операционной системой, для которой разработано приложение. Учитывая, что в России популярно три мобильных ОС - iOS, Android и Windows Phone, для максимального охвата пользователей придется разрабатывать для каждой из них отдельное приложение, а это объективно дороже, чем единый адаптивный сайт.
Но и сайт не является панацеей, поскольку может не обеспечивать необходимую интерактивность общения с пользователем. Сайт открывается в браузере, а ярлык приложения может быть вынесен на рабочий стол устройства, и может информировать пользователя об обновлениях контента с помощью push-уведомлений. Приложение может напоминать о необходимости сделать покупку при приближении к магазину или наступлении определенной даты и многое другое. Сегодня возможности маркетинга с помощью мобильных приложений ограничены только фантазией.
Если обобщить, сайт лучше подходит для привлечения новых клиентов, приложение – для повышения лояльности уже привлеченных. Поэтому спор, что лучше для присутствия в мобильном интернете, не совсем правилен. Лучше использовать эти инструменты вместе.
И мобильное приложение, и сайт, нужно продвигать (сайт – с помощью SEO, приложение – с помощью средств, предлагаемых магазином приложений). Несмотря на то, что российский рынок мобильных приложений занимает второе место в мире по темпам развития, в русскоязычных сегментах магазинов AppStore, Google Play и Market Place не так много брендированных приложений, а для некоторых сегментов бизнеса их количество минимально. Это значит, что появившееся там приложение вашей компании станет существенным информационным поводом для их посетителей – вашей потенциальной аудитории. Кроме того, приложения имеют свойство распространяться вирусным образом, от человека к человеку.
Компетенции команды разработчиков компании РОСТ-ПРО позволяют нам быть единым поставщиком самых разных решений, в том числе, сайтов и мобильных приложений для трех операционных систем – iOS, Android и Windows Phone. Использование возможностей и сайта, и приложения, позволяет достичь не только максимального охвата целевой аудитории, но и полноценной мультиканальности отношений с потенциальными клиентами. Здесь кроется опасность, что вирусный эффект не сработает, потому что предугадать его достаточно сложно. Сайт продвигать гораздо проще, к тому же пользователи, как правило, не ждут от него чего-то сверхъестественного, используя в основном для получения информации и контактов.
Вы сможете разместить на сайте основной массив информации, передавая некоторые его части в приложение, которое пользователи будут использовать регулярно, совершая полезные для себя действия – покупки, установку напоминаний, написание отзывов, онлайн-примерку одежды или что-то другое, в зависимости от направленности компании.
Если компания работает с большим количеством клиентов, поток которых сложно фиксировать, то связка приложение + сайт может достаточно эффективно решать проблему удержания клиентов и превращения их в постоянных. Особенно, если специфика компании такова, что она нацелена на регулярное предоставление товаров и услуг постоянным посетителям.
автор Фархад Баширов, менеджер проекта
|