СофтАкадемия » Статьи и обзоры
print Распечатать




Виды учета в организациях



Какие ассоциации может вызвать слово «учет» у любого руководителя или сотрудника, который работает с документами и цифрами? Можно предположить, что первые места займут понятия «бухгалтерский» и «кадровый» учет. Но по факту, ассоциаций со словом «учет» существенно больше, а если быть точным, то как минимум, можно говорить о 12 видах учета. Постараемся кратко дать определение каждому из них.

Перед тем как перейти к подробному описанию каждого вида учета, необходимо отметить, что на практике существует базовая классификация по двум типам:
• Формальный учет. Сюда можно отнести любые регламентирующие требования со стороны государственных надзорных органов для сдачи определенных отчетов и остальной бюрократии.

• Управленческий учет. Данный тип можно отнести к необязательным (для некоторых организаций). На практике его применяют руководители и ключевые сотрудники организаций для аналитических отчетов и для принятия стратегических решений.


Последовательность описанных ниже видов учета будет соответствовать их важности и приоритету для любой организации. Начнем с формальных видов учета.

ФОРМАЛЬНЫЕ ВИДЫ УЧЕТА


1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Дебеты, кредиты, сальдо, балансы, принцип двойная запись – все эти термины составляют основу бухгалтерского учета. Если очень кратко, то итогом бухучета является отчетность в цифрах о состоянии дел в организации в виде баланса, включающего два раздела «актив» и «пассив». Актив включает имущество и долги контрагентов, а пассив отражает обязательства организации. И не стоит забывать, что актив должен быть равен пассиву, а каждая операция обязательно должна подтверждаться первичной документацией (счет, акт, договор и т.п.).

2. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
Название говорит само за себя – целью данного вида учета является расчет налогов. Контролируется данный учет Федеральной налоговой службой. Граница между «бухгалтерским» и «налоговым» учетом весьма условна. Во всех организациях оба вида учета ведет бухгалтерия, отдельных специалистов по налоговому учету могут себе позволить крупные компании. Налоговый учет оперирует обычным списком доходов и расходов. Но не так все просто. Основная причина сложности налогового учета это Налоговый кодекс, который содержит множество сложных актов и правил, требующих соблюдения со стороны организации при расчете налогов.

3. КАДРОВЫЙ УЧЕТ
Данный учет обязателен для всех организаций, даже если в ней один сотрудник. Кадровый учет включает в себя документальное оформление всех трудовых отношений сотрудником и работодателем. В крупных организациях ответственными за кадровый учет могут быть несколько сотрудников, например: зарплату начисляет бухгалтер по зарплате, менеджер по персоналу проводит собеседования, охрана труда следит за соблюдением правил охраны труда, а кадровик поддерживает весь кадровый документооборот.

4. ВОИНСКИЙ УЧЕТ
По факту данный учет необходим для контроля призывников и военнообязанных, которые являются сотрудниками организации. Данный вид учета можно отнести к кадровому учету и в основном воинский учет ведет кадровик.

5. СКЛАДСКОЙ УЧЕТ
Все товарно-материальные ценности (ТМЦ) на предприятии требуют контроля. Для этого существует отдельный документооборот с использованием унифицированных форм, который и является основной для «складского учета». Как и налоговый учет, складской вид учета тесно связан с бухгалтерией.

6. СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ
Данный вид учета предоставляет различные статистические данные Федеральной службе государственной статистики (Росстат). У данного государственного органа большое количество собственных отчетов, в дополнение к налоговому и бухгалтерскому учетам.


7. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ
Данный тип можно отнести к необязательным (для некоторых организаций). На практике его применяют руководители и ключевые сотрудники организаций для аналитических отчетов и для принятия стратегических решений. Главная цель управленческого учета – предоставление оперативной информации по текущему состоянию дел на всех уровнях организации. Особенно актуальным данный вид учета является для коммерческих организаций, так как конкурентная среда требует постоянно анализа и принятие ключевых решений по развитию бизнеса. Сам управленческий учет может быть также условно разделен на различные типы учета.

Подробнее о таких видах учета рассказано ниже.


8. БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ
Ключевой задачей данного учета является контроль исполнения бюджета (если конечно он планируется в организации). Бюджет может включать в себя планирование доходов и расходов. Особенно актуальным бюджетный учет будет для крупных организаций (холдингов), где без предварительного планирования расходов нельзя потратить ни копейки.



9. ОПЕРАТИВНЫЙ УЧЕТ

Самый простой подвид управленческого учета, цель которого это и краткая передачи информацию ключевым лицам компании. При этом, данная информация может передавать по телефону или в переписке по электронной почте, без формирования подтверждающих формализованных документов. Говоря простым языком – оперативный учет относится к первичному уровню контроля рабочих процессов в организации.



10. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УЧЕТ

В теории данный учет контролирует себестоимость и анализирует затраты производимой продукции или оказываемых услуг. Целью данного учета является сокращение затрат и расходов.



11. МАРЖИНАЛЬНЫЙ УЧЕТ

Цель данного учета — контроль зависимости прибыли от увеличения продаж и анализ возникающих при этом новых затрат является основной любой коммерческой деятельности организации. Необходимо учитывать постоянные и переменные затраты и искать зависимость прибыли от увеличения объемов.



12. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УЧЕТ

Данный вид учета относится к долгосрочной стратегической деятельности. Только крупная компания (холдинг) планирует капитальные инвестиции и вложения в инновации с расчетом будущей прибыли с учетом влияния внешней среды (смены макро конъюнктуры на уровне государства и прочих факторов макроэкономики).





Все статьи
print Распечатать








Статьи
Новости
12.12.2023
ЗАО «Концерн «МОЙДОДЫР» выбирает "Отдел Кадров Плюс"
17.11.2023
«Центр Экологической Безопасности» Белгородской области выбирает "Договор Партнер"
12.10.2023
Одна из крупнейших строительных организаций Краснодарского края выбирает "Отдел Кадров Плюс"
25.09.2023
ФКП "Анозит", крупнейший производитель основных неорганических химических веществ, выбирает "Договор Партнер"
11.09.2023
Компания ИНСЕПТ, производитель крепежа и ручного инструмента из пластика,  выбирает "Отдел Кадров Плюс"
17.08.2023
Производитель горно-шахтного оборудования выбирает "ДокПартнер"
31.07.2023
Компания «Фонд «Экология Дона» выбирает "Договор Партнер"
05.07.2023
Научно-производственное предприятие «МедИнж», производитель инновационных медицинских изделий, выбирает "Отдел кадров Плюс" 
23.06.2023
Одна из ведущих компаний в сфере сервисного технического обслуживания выбирает "ДокПартнер"
19.05.2023
Специализированная инжиниринговая компания "Севзапмонтажавтоматика" выбирает "Договор Партнер
12.04.2023
На­ци­о­наль­ный центр гу­ма­ни­тар­но­го раз­ми­ни­ро­ва­ния выбирает "Отдел Кадров Плюс"
29.03.2023
«Пермский национальный исследовательский политехнический университет» выбирает "ДокПартнер"

Компания «РП-интеграция» является центром компетенции по разработке, внедрению и сопровождению программного обеспечения. Наработанный опыт в различных проектах и высокий уровень компетенции в сфере реализации программных решений, позволяет обеспечить полный цикл реализации проекта: анализ и постановка задачи; консультации по технологиям; запуск продукта; интеграция приложений; поддержка и сопровождение.
Портфолио компании «РП-интеграция» включает в себя как готовые (базовые) программные продукты, так индивидуальные решения (заказное ПО), реализованные под специфичные задачи Заказчиков. Скачать презентацию.
РП-интеграция: эксперт программных решений.