Существуют различные виды прикладного программного обеспечения. Возможно, самыми популярными являются бухгалтерские решения, приложения для работы с клиентами и рекламно-маркетинговые сервисы. Но бизнес-процессы организации не сводятся только к бухгалтерии и рекламе. Любая организация включает в себя прочие группы внутренних процессов т.н. бэк-офиса, среди которых можно выделить четыре ключевые задачи:
- ИТ поддержка сотрудников и внутренней инфраструктуры.
- Кадровое делопроизводство и управление персоналом (HR).
- Секретариат и канцелярия (административное делопроизводство).
- Договорной учет.
Указанные виды учета обеспечивают поддержку основной деятельности, но при этом не взаимодействуют напрямую с клиентами. Если проводить аналогию с театром, то бэк-офис это «закулисье», которое не видят «зрители» (клиенты), но без «закулисья» невозможно проведение «спектакля» (основная деятельность).
Перечисленные выше группы внутренних процессов являются не менее важными, чем бухгалтерия или работа с клиентами. В данном обзоре приведем анализ планирования внедрения программного обеспечения на примере «договорного учета». Приведенный ниже пошаговый план можно также взять за основу для внедрения программных решений по других задачам и процессам.
Внедрение программного обеспечения для учета договоров требует тщательной подготовки, включающей выделение бизнес-процессов и составление плана. Ниже приведен пример пошаговой инструкции.
- Выделение бизнес-процессов.
Прежде всего необходимо проанализировать каким образом сейчас организован договорной учет. Какие сотрудники задействованы и какая у каждого роль при работе с договорами. После чего, на основании данного анализа выделить соответствующие бизнес-процессы.
1.1: Анализ текущих процессов
- Сбор информации: Проведите интервью с сотрудниками, которые работают с договорами (юристы, менеджеры, бухгалтеры).
- Документирование процессов: Зафиксируйте, как сейчас происходит работа с договорами: от создания до архивирования.
- Определение ключевых этапов: например:
- Обработка заявки.
- Создание договора.
- Согласование.
- Подписание.
- Исполнение обязательств.
- Контроль сроков.
- Архивация.
- Определение списка сотрудников, вовлеченных в каждый этап и оценка затрачиваемого времени на каждый этап.
1.2: Выявление слабых мест в текущем регламенте договорного учета
- Выявление мест, где возникают временные задержки.
- Выявление мест, где дублируются обязанности разных сотрудников
- Выявление задач (процессов), которые занимают больше всего времени (например, ручной ввод данных, поиск документов, формирование шаблонов первичных документов или договоров).
1.3: Оптимизация процессов
- Найдите процессы, которые являются лишними в Вашем договорном учете. Или упростите процессы, устранив дублирующие шаги.
- Определите группы задач (процессов) и этапов, можно автоматизировать с помощью программного обеспечения.
- Составление плана внедрения
2. После выделения бизнес-процессов и их анализа, можно переходить к формированию плана внедрения программного решения для учета договоров.
2.1: Сформулируйте четкие цели внедрения
- Чего вы хотите достичь:
- Сокращение времени обработки договоров.
- Уменьшение количества ошибок при согласовании.
- Улучшение контроля за сроками исполнения.
- Повышение прозрачности данных.
- Прочие цели.
2.2: Выбор программного обеспечения
- Назначьте сотрудников, ответственных за выбор программы и дальнейшее внедрение
- Если организация небольшое, решение могут принимать руководители или сотрудники, ответственные за договорной учет.
- В крупных организациях можно сформировать отдельную команду:
- Руководитель проекта.
- IT-специалист (для настройки и интеграции).
- Прочие сотрудники и роли.
2.3: Оценка бюджета
- Рассчитайте затраты на:
- Приобретение ПО.
- Внедрение (настройка, интеграция, миграция данных).
- Обучение сотрудников.
- Техническую поддержку.
- Проведите анализ рынка и составьте список подходящих программ договорного учета.
- Список должен стоимость, правила лицензирования, политику обновлений и условия обучения и поддержки.
- Также список должен описывать технологическую реализацию программы (веб-сервис, десктоп, формат базы данных, требования к дополнительному ПО и т.п.).
- ПО должно поддерживать базовый функционал:
- Справочник контрагентов.
- Учет договоров.
- Контроль согласований.
- Контроль исполнения.
- Напоминания о сроках.
- Прочие задачи договорного учета. Подробнее об этом есть отдельный обзор.
-
- Пользователи (сотрудники, которые будут работать с системой).
2.4: Планирование этапов внедрения
Разработайте поэтапный план, например:
- Подготовительный этап:
- Сбор требований (описано выше в пункте 1.1).
- Выбор поставщика ПО (описано выше в пункте 2.2).
- Заключение договора на поставку и внедрение.
- Настройка и адаптация:
- Настройка ПО под специфичные требования организации.
- Загрузка данных из прочих систем (при наличии) и реестров договоров из Excel.
- Интеграция шаблонов документов и договоров.
- Настройка отчетов.
- Тестирование (или пилотное внедрение):
- Проверка работы системы на тестовых данных и на базовом функционале.
- Настройка сетевой версии с распределением прав доступа между пользователями.
- Сбор первой обратной связи от пользователей и согласование возможных доработок с поставщиком программы.
- Обучение сотрудников:
- С применением инструкций и видеоуроков.
- Проведение тренингов от разработчиков.
- Подготовка дополнительных инструкций при необходимости.
- Рабочий запуск (внедрение в эксплуатацию):
- Переключение всех рабочих процессов договорного учета на программу.
- Финальная настройка и оптимизация.
- Создание регламентов (при необходимости) об обязательном применении программы на рабочих местах.
2.6: Установка сроков
- Обязательно определите сроки для каждого этапа. Даже если они будут предварительные, то это в любом случае позволит понимать временные затраты на каждый этап и придерживать календарного плана внедрения.
- Учтите возможные задержки. На практике всегда возникают форс-мажоры и необходимо быть готовыми к адаптации (изменениям) планов под текущие реалии.
- Контроль и оценка результатов
Так как целью применения программного решения является повышение эффективности, то необходимо анализировать достигнутые показатели (например, уменьшение затрат времени или минимизация ошибок).
3.1 Периодический анализ (мониторинг) результатов работы в программе (раз в месяц или квартал).
- Контроль применения программы сотрудниками-пользователями. Анализ и оценка эффективности.
- В случае выявления признаков игнорирования программы сотрудниками, необходимо выявлять и устранять причины (недостаточное обучение, некорректная настройка программы и распределение ролей между пользователями).
- Формирование пожеланий по доработке функционала и согласование обновлений с разработчиком. Для этого периодически собирайте обратную связь от сотрудников-пользователей программы. Результаты обратной связи формируйте в списки пожеланий и замечаний и передавайте разработчику на рассмотрение.
3.1: Мониторинг внедрения
- Регулярно отслеживайте прогресс по плану.
- Проводите встречи с командой для обсуждения проблем и корректировки плана.
Шаг 3.2: Оценка эффективности
- После внедрения оцените результаты:
- Сравните показатели до и после (например, время обработки договоров, количество ошибок).
- Соберите обратную связь от пользователей.
Шаг 3.3: Постоянное улучшение
- На основе обратной связи и анализа данных вносите улучшения в процессы и систему.
Итог
Выделение бизнес-процессов и составление плана внедрения — это ключевые этапы для успешной автоматизации учета договоров. Четкое понимание текущих процессов, правильный выбор ПО и поэтапное внедрение помогут минимизировать риски и достичь поставленных целей.